Центр передовых технологий ЗДОРОВЫЕ РЕЦЕПТЫ  Наши телефоны







Государственная служба в контексте квалификационных требований.

Еще во времена Петра Первого на Руси появился первый свод государственных должностей, в котором конкретно устанавливалась иерархическая система этих самых должностей с указанием их конкретных общеупотребительных названий, а также с разъяснениями, каковы требования к той или иной должности. В те времена подобный документ был настоящим прорывом в области бюрократического исполнения государственных полномочий. Если ранее каждый чиновник исполнял свои обязанности, по большому счету, в произвольной форме, называясь при этом нередко не так, как того требовали общие правила, то после появления упомянутого документа все пошло по-иному.

Для начала установим, что описанный документ имел особое название. Он назывался Табель о рангах. В нем устанавливался общий порядок несения государственной службы в России по старшинству. При этом суть состояла в том, что все государственные должности делились на три основных чина, внутри которых затем происходило дробление на классы, ранги и т.д., и т.п.

Нечто подобное имеет место и в современной России. Конечно, не приходится говорить, что сейчас в стране существует единый документ, в котором отражены абсолютно все без исключения нормы и порядки, имеющие отношение к государственной службе и государственным служащим. Тем не менее, существует определенный перечень нормативных актов, в которых более или менее конкретно отражены требования к государственным чинам.

Основной документ данной области – это Федеральный закон «О государственной службе в Российской Федерации». Существует также немало более детализированных документов в данной области, имеющих отношение к конкретным структурным подразделениям или же к конкретным субъектам Российской Федерации. В любом случае деятельность каждого подразделения, относящегося к государственной службе, строго регламентируется существующими законами и не может основываться на ситуативности и сиюминутности.

Подобно Табели о рангах, современные законы, имеющие отношение к государственной службе в Российской Федерации, разделяют все должности государственных служащих на несколько категорий. В свою очередь, каждая из категорий подлежит дроблению на группы и т.д.

Законодательство также устанавливает специализированные требования минимальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать тот или иной государственный служащий. При этом некоторые требования стоит рассматривать как общие, универсальные для всех государственных служащих. Наряду с ними имеют место также и специфические нормативные требования, относящиеся конкретно к определенным классам, категориям и группам государственных служащих.

Для начала определим, что законодатели на сегодняшний день считают общеобязательным минимумом для любого государственного служащего. Государственный служащий в обязательном порядке должен иметь высшее образование. Причем профиль образования также играет свою роль: специальность и специализация, указанные в дипломе, должны соответствовать специфике того структурного подразделения государственной службы, о котором в данном конкретном случае ведется речь.

Очень важно, чтобы потенциальный государственный служащий обладал достаточным здоровьем для несения службы. Конечно, государственную службу тяжело отнести к особо тяжелым формам трудовой деятельности. Тем не менее, свои специфические медицинские противопоказания имеет и она. Наличие или, соответственно, отсутствие таковых показаний отражает медицинская справка о профессиональной пригодности работников государственных служб – справка для госслужащих или форма 001-ГС/у.

Справка для госслужащих (форма 001-ГС/у) традиционно подписывается тремя врачами: терапевтом, психиатром и наркологом. Это связано с тем, что для государственного служащего важнее психическое здоровье и крепость моральных установок. Соответственно, и медицинская справка оформляется теми медработниками, которые смогут это оценить. Конечно, такие заболевания, как, скажем, туберкулез, и подобные серьезные болезни также могут стать противопоказаниями к несению государственной службы. Исходя из необходимости проверки их наличия у человека, медицинская справка «форма 001-ГС/у» подписывается терапевтом. Для проверки неизменности их здоровья справка для госслужащих должна оформляться ежегодно.

Следующее общее требование для государственных служащих – это знание Конституции Российской Федерации, основных законодательных норм в сфере будущей деятельности, а также положений нормативных актов, регламентирующих саму государственную службу. Также важно для госслужащего уметь правильно работать со служебной документацией, владеть навыками использования офисной техники, иметь представление о специфической терминологии.

Конечно, крайне желательно, чтобы государственный служащий был ответственным, исполнительным, имеющим живой ум и навыки самообучения. Правда проверить наличие этих качеств без привлечения человека к текущей работе фактически не представляется возможным.

Государственные служащие, относящиеся к специфической категории руководителей, должны дополнительно иметь набор особых знаний по юриспруденции, экономике и психологии. Крайне желательно, чтобы руководитель имел профессиональное образование по специальности «государственное управление» или «управление персоналом», «менеджмент» и т.д. Руководитель также должен обладать навыками риторики, стратегического планирования и профессиональной деловой коммуникации. Приветствуется знание иностранных языков.

Требования к техническому персоналу, а также к государственным служащим низшего звена не отличаются особой строгостью. В данном случае самое важное, чтобы человек, занимающий должность, во время исполнения обязанностей на практике показал свои умения. Соответственно, для таких должностей первостепенную роль имеют испытательные сроки.

Автор: [www.mednorma.ru]